Почему потребительский оптимизм украинцев растет?

По информации Госстата Украины, обороты розничной торговли за первые три квартала 2019 года выросли на 9.8%. Наиболее благоприятная динамика отмечалась в летнее время (в июне общий рост на фоне прошлогодних показателей составил 10.3%). Для определения соответствующих показателей используются сопоставимые цены, то есть фактором инфляции подобная статистика не объясняется. Также, по данным агентства Info Sapiens, потребительские настроения украинцев летом 2019 года вернулись к показателям одного из самых успешных для экономики нашей страны периодов — с 2004 по 2008 годы. Об этом свидетельствует соответствующий индекс ИПН (индекс потребительских настроений), который отражает готовность украинцев тратиться на покупки.

Мы решили разобраться с чем связана такая позитивная динамика в сфере розничной торговли Украины.

Макро факторы для позитива

С точки зрения общих макроэкономических показателей 2019 год имеет мало общего, допустим, с 2007-м. Но в аспекте потребительского оптимизма имеется много схожего. ИПН достиг отметки 97.5 пунктов (из 200 возможных), что сопоставимо с показателями докризисных годов. Общий вывод, который можно сделать по значению этого индекса — украинцы готовы тратиться на покупки и не стремятся откладывать деньги.

К основным глобальным факторам, которые обуславливают улучшение потребительского настроения, относится следующее:

  • * позитивные поствыборные ожидания. Весной состоялись выборы президента, а летом — парламента. С их результатами у большинства украинцев связаны большие надежды, которые непосредственно сказываются и на потребительском поведении. Как отмечают экономисты, после выборного цикла всегда имеет место рост ожиданий (причем не столь важно, оправданных или нет), а он в свою очередь сказывается на потреблении — стимулирует украинцев делать покупки;
  • * рост реальной заработной платы. К однозначно объективным факторам улучшения потребительской способности относится рост реальной заработной платы. Она за год с июля 2018-го увеличилась на 10%. Одновременно с этим слегка сократились темпы инфляции (до 8,8% на фоне 9.1% годом ранее). По прогнозам Национального банка, инфляция до конца года упадет до 6.3%, а значит финансовых возможностей у украинцев станет еще больше;
  • * укрепление курса гривны. С начала 2019 года гривна по отношению к доллару прибавила в стоимости на 15%. Во-первых, именно в национальной валюте получают заработную плату большинство украинцев, а значит их доходы выросли. Во-вторых, прекращение динамики по общему обесцениванию гривны также позитивно воспринимается населением, что косвенно отражается на потребительском настроении;

* увеличение количества переведенных денег из-за рубежа. За первое полугодие 2019 года украинцы, которые работают в других странах, перевели своим родственникам свыше 5.5 млрд. долларов, что на 250 млн. больше, чем за аналогичный период 2018 года. Увеличение количества денег у населения также позитивно сказывается на потребительской способности украинцев.

Как отмечает основатель харьковской сети супермаркетов «КЛАСС», Александр Лобановский, любые изменения потребительских настроений первым делом отражаются на розничном товарообороте. Так, именно рост ИПН летом 2019 года привел к тому, что за первые три квартала показатели розничной торговли выросли почти на 10%. Одновременно для продавцов, которые импортируют товары из-за рубежа на продажу, выгодно и укрепление гривны, ведь у них появляется возможность дешевле покупать продукцию.

Тенденции могут легко измениться

В текущих условиях все перечисленные изменения и имеющийся потребительский оптимизм скорее носят краткосрочный характер. Так, есть риски того, что следом за повышением спроса на розничные товары поднимутся и цены, то есть инфляция вместо снижения начнет подъем. Помимо этого, если покупать будут активнее только импортные товары, то украинская экономика от этого почти ничего не выиграет, а подобная тенденция лишь создаст предпосылки для падения курса гривны.

Так, пока общая по стране тенденция позитивная, ритейлер также ощущает это: у него растут продажи, снижаются общие издержки и т.д. Но следом за поствыборными ожиданиями позитива может прийти негатив в виде наступления отопительного сезона, ослабления гривны и т.д.

Чтобы рынок розничной торговли и потребительские настроения украинцев росли в долгосрочной перспективе, нужно еще больше серьезных макро факторов, в том числе:

  • * улучшение инвестиционного климата и приток иностранного капитала;
  • * экономические и другие реформы в стране;
  • * качественное и количественное расширение рынка труда, что позитивно скажется как на возможностях трудоустройства, так и на уровне заработной платы.

На что могут влиять ритейлеры?

Отдельная компания, пусть это будет даже крупная сеть, не способна влиять на большинство макроэкономических процессов. Чтобы быть менее чувствительными к подобного рода изменениям предприятиям розничной торговли необходим определенный запас прочности. Будет он или нет, зависит от действий каждого конкретного ритейлера.

К примеру, упоминаемая выше сеть харьковских супермаркетов «КЛАСС» присутствует на рынке розничной торговли уже 18 лет, пережив ни один экономический и политический кризис. Она расширяется количественно и качественно. За последний год она предпринимает немало усилий, чтобы в меньшей степени зависеть от макроэкономических перемен и оставаться востребованной как во время роста товарооборота и потребительских настроений, так и при их снижении. Вот лишь несколько примеров проделываемой работы:

  • * строит новые торговые центры и открывает супермаркеты (последний — на Холодной горе в конце 2018-го года);
  • * внедряет кассы самообслуживания во всех магазинах сети;
  • * открывает новые форматы фирменных кафе и пиццерий в своих ТЦ;
  • * проводит тематические летние фестивали со скидками на сезонные товары (фрукты, мясо для шашлыков, пиво, канцелярские принадлежности и т.д.);
  • * модернизирует давно функционирующие супермаркеты и фирменные магазины «второго этажа»;

* обновляет программу лояльности, делая ее более понятной и удобной для клиентов и т.д.

Кардинальным образом влиять на покупательские настроения всех украинцев даже такие действия не способны. Но в Харькове число лояльных клиентов сети «КЛАСС» становится больше, а значит ее собственные позиции на рынке укрепляются и в меньшей мере зависят от текущих макроэкономических изменений.

Теги:

Навчався у Донецькому національному університеті імені Стуса. У журналістиці працює з 2013 року. Спеціалізується на політичних, кримінальних та спортивних темах.
Показать все посты

Комментарии