В прошлую пятницу, 23 ноября, Верховная Рада приняла Закон №9000 “О государственном бюджете Украины на 2019 год”. Заседание парламента длилось больше 12 часов, а к самому процессу голосования приступили ближе к утру. В результате, 240 депутатов поддержали законопроект, в числе которых 14 нардепов Харьковщины. Как и планировалось, Харькову выделили деньги на ремонт автомобильных дорог и строительство третьей линии метрополитена.
В общей сумме, из 309 присутствующих депутатов 240 проголосовали «за», 22 воздержались, 28 высказались «против» и 19 не голосовали. Наибольшее количество голосов «за» отдали депутаты из фракций “БПП” (108 из 134) и “Народный фронт” (72 из 81), которые входят в коалицию.
К проекту бюджета было предложено довольно много правок (2171), большую часть которых, разумеется, отклонили. Любопытно, что РПЛ впервые с 2014 года не поддержала проект госбюджета своими голосами (15 из 21 воздержались). В отличие от “Возрождения” (22 из 24 “за”) и “Воли народа” (16 из 19 “за”), которые из года в год помогают действующей власти в ключевых голосованиях.
Верховная Рада VIII созыва
| 
 Год  | 
 Голосования за бюджет: фактическая коалиция фракций (без учета внефракционных)  | 
 Голоса  | 
| 
 2018  | 
 БПП + НФ + Воля Народа + Відродження  | 
 240  | 
| 
 2017  | 
 БПП + НФ + РПЛ + Воля Народа + Відродження  | 
 273  | 
| 
 2016  | 
 БПП + НФ + РПЛ + Воля Народа + Відродження  | 
 274  | 
| 
 2015  | 
 БПП + НФ + РПЛ + Воля Народа + Відродження  | 
 263  | 
| 
 2014  | 
 БПП + НФ + РПЛ  | 
 233  | 
Также, поддержку законопроекту не оказали фракции “Самопомощь” (5 против, 6 воздержались из 25) и “Батьківщина”, депутаты которой не пришли на заседание. Что касается “Оппозиционного блока”, в котором уже произошел явный раскол, то большинство депутатов проголосовали против (16 из 38) и лишь 4 “за”. Любопытно, что уже после принятия бюджета, эти четверо нардепов попросили отозвать свои голоса. Об этом сообщил Андрей Парубий, которому были переданы заявления от Д. Добкина, Т. Бахтеевой, В. Гусака и Ю. Морока, но саму причину отзыва депутаты не уточнили.
Как голосовали харьковские народные депутаты?
Большинство харьковских народных депутатов поддержали бюджет (14 из 22) – в основном это депутаты из “Відродження” и “Народного фронта”. Другие нардепы решили либо воздержаться от голосования, либо их вообще не было в числе присутствующих.
| 
 Народный депутат  | 
 Фракция  | 
 Голосование за проект госбюджета на 2019 год  | 
| 
 Александр Кирш  | 
 «Народний фронт»  | 
 За  | 
| 
 Антон Геращенко  | 
 «Народний фронт»  | 
 За  | 
| 
 Игорь Котвицкий  | 
 «Народний фронт»  | 
 За  | 
| 
 Михаил Кобцев  | 
 «БПП»  | 
 За  | 
| 
 Александр Фельдман  | 
 «Воля народу»  | 
 За  | 
| 
 Дмитрий Добкин  | 
 «Оппозиционный Блок»  | 
 За  | 
| 
 Анатолий Гиршфельд  | 
 «Воля народу»  | 
 За  | 
| 
 Александр Биловол  | 
 «Відродження»  | 
 За  | 
| 
 Виталий Хомутынник  | 
 «Відродження»  | 
 За  | 
| 
 Дмитрий Святаш  | 
 «Відродження»  | 
 За  | 
| 
 Виктор Остапчук  | 
 «Відродження»  | 
 За  | 
| 
 Владимир Кацуба  | 
 «Відродження»  | 
 За  | 
| 
 Владимир Мысык  | 
 «Відродження»  | 
 За  | 
| 
 Анатолий Денисенко  | 
 Внефракционный  | 
 За  | 
| 
 Роман Семенуха  | 
 «Самопомощь»  | 
 Против  | 
| 
 Михаил Добкин  | 
 «Оппозиционный Блок»  | 
 Против  | 
| 
 Алена Кошелева  | 
 «РПЛ»  | 
 Воздержалась  | 
| 
 Дмитрий Шенцев  | 
 «Оппозиционный Блок»  | 
 Не голосовал  | 
| 
 Сергей Тригубенко  | 
 «БПП»  | 
 Не голосовал  | 
| 
 Валерий Писаренко  | 
 «Відродження»  | 
 Отсутствовал  | 
| 
 Ярослав Маркевич  | 
 «Самопомощь»  | 
 Отсутствовал  | 
| 
 Евгений Мураев  | 
 Внефракционный  | 
 Отсутствовал  | 
Любопытно, что Дмитрий Добкин сначала поддержал проект госбюджета, в отличие от своего брата Михаила Добкина, который, как и большинство из “Оппоблока”, голосовал против. Впрочем, позже появилась новость о том, что 4 нардепа, в числе которых и Добкин-младший, хотят отозвать свои голоса – об этом уже упоминалось ранее. Все они относятся к “проахметовской” части партии, которую сторонники Бойко-Левочкина часто обвиняют в сотрудничестве с Порошенко.
Юрий Бойко назвал бюджет-2019 “антинародным” и убежден, что президент купил недостающую часть голосов. Сами “ахметовцы” отрицают любые обвинения, списывая все на техническую ошибку. Ситуацию прокомментировал Вадим Новинский: “Было 6 утра. Просто сработал фактор усталости. Люди хотели проголосовать против, но по ошибке проголосовали за…”. Действительно ли это “ошибка” – сложно сказать, но сразу вспоминается случай, когда депутаты из “группы Ахметова” проголосовали за нужный президенту закон об экспорте леса-кругляка, позже утверждая, что это тоже была “техническая ошибка”.
Также стоит отметить, что бывший нардеп-бютовец, а сейчас депутат-мажоритарщик и член фракции “Відродження”, Валерий Писаренко отсутствовал на заседании. Писаренко является протеже Кернеса и часто появляется в его компании на различных мероприятиях. Харьковчане даже дали ему шутливое прозвище “брелок Кернеса”. Может ли это значить, что патрон Писаренко больше не склоняется к поддержке Порошенко и в качестве союзника рассматривает его главного оппонента – Юлию Тимошенко, партия которой, к слову, в полном составе проигнорировала заседание? Ранее Кернес заявлял о готовности поддержать Порошенко на президентских выборах, но было ли это окончательным решением, узнаем в конце марта.
Что досталось Харькову?
Несмотря на то, что приоритет при распределении “бюджетного пирога” был отдан военной сфере (209.5 млрд. грн.) и погашению долгов (427 млрд. грн.), правительство не забыло и про децентрализацию. По словам Порошенко: “За четыре года мы сделали колоссальное перераспределение в пользу громад: доля местных бюджетов (с трансфертами) в сводном бюджете Украины по итогам текущего года составляет 51,5%”. В госбюджете 2019 года в местные бюджеты было направлено 41,4 млрд. грн., а государственный фонд регионального развития обеспечит поддержку региональным проектам (9,1 млрд. грн).
Так как Харьков входит в число городов, которые попадают под “Проект развития городской инфраструктуры”, то в следующем году планируется улучшить городскую систему водоснабжения и состояние дорог. Так, в бюджете предусмотрен ремонт автомобильных дорог государственного значения (13,052 млрд. грн), в число которых входит трасса Харьков – Лозовая – Павлоград (1 млрд. грн). Общая протяженность трассы составляет 132 км, а капитальный ремонт там не проводился с 1962 года. Кроме того, 60,2 млн. грн. выделено на продление третей линии метрополитена. Обещают достроить две станции метро на Алексеевской линии, что в общей сложности составит 3,47 км. Также для проведения работ предполагается использование кредитных средств, которые выделят Европейский банк реконструкции и развития, а также Европейский инвестиционный банк – по 160 млн. евро каждый.
Образовательная субвенция для областного бюджета составляет более 470 миллионов гривен. Харьковскому городскому бюджету выделяется отдельная субвенция в размере 1,33 миллиарда (в 2018 году – 1,08 млрд. грн.). На приобретение учебников, словарей, пособий, а также электронных книг было выделено чуть больше 49 миллионов гривен (в 2018 году выделили около 40 миллионов). Медицинская субвенция по области составляет 1,9 млрд. грн., а субвенция для Харькова – 1 миллиард (в 2018 выделили примерно 0,94 млрд. грн.). Также, на обеспечение отдельных и комплексных государственных программ в области медицины выделили около 348 миллионов (в 2018 году – 305 млн. грн.).
Подводя итоги, можно сказать, что при принятии государственного бюджета на 2019 год приоритетным по-прежнему остался “силовой блок”, а также рекордная сумма заложена на погашение долгов перед МВФ. Правительство выделяет деньги на строительство дорог (55 млрд. грн.) и сохраняются расходы на реализацию программы “Новой украинской школы” (1 млрд. грн., хотя в 2018 году на нее было выделено 1,4 млрд. грн.). Уменьшаются фонд субсидий (в 2018 году – 71 млрд. грн., а в бюджете на 2019 год – 55 млрд. грн.). Отдельным пунктом следует обозначить выделение 1 миллиарда гривен на Фонд Президента, что вызвало сильный общественный резонанс.
По словам Владимира Гройсмана: “Вовремя принятый бюджет – сигнал о стабильности для украинского бизнеса и промышленности…”, но если бы не жесткие условия МВФ для получения транша, то, скорее всего, украинский народ в который раз получил бы «бюджет под елочку». Как бы там ни было, бюджет 2019 года впервые в истории украинского парламентаризма был принят так рано. Прошлогодний проект приняли 7 декабря, в 2017 году 21 декабря, а в 2016-м голосовали утром 25 декабря. Возможно, “раннее принятие” бюджета войдет в привычку у наших депутатов, а там и до стабильности, о которой упомянул премьер-министр, недалеко…
                                    
                                    
                                    
                            
                            
                            
                            
                            
                            
                            
                            
                            
                            
                            
                            
                            
                            
                            
                    
                    
                    
                    
                    
Комментарии