• Яна Мажуга с мамой. Фото: Instagram/Яна Мажуга

Харьковчанка отказалась от использования пластика и запустила экопроект

Харьковчанка Яна Мажуга последние шесть лет принимала участие в развитии популярного магазина молодежной одежды, а в прошлом году запустила собственный экопроект CHYSTE POLE. О том, как она решила объединить принцип zero waste и бизнес, девушка рассказала журналисту NewsRoom.

Решили отказаться от пластика

К запуску бренда экологических товаров для повседневной жизни Яну подтолкнуло желание изменить отношение людей к проблеме защиты окружающей среды в Украине. По мнению девушки, пока наша страна значительно отстает от европейских экотрендов.

Несколько лет назад Харьковчанка стала менять свои привычки и уделять все больше внимания принципам zero waste. Мама и любимый человек поддержали ее инициативу, начав сортировать бытовой мусор. Спустя какое-то время Яна отказалась от пластиковых пакетов и попросила маму пошить несколько тканевых мешочков, после чего у девушки родилась идея создания магазина экотоваров.

meshochki_0.jpg

Фото: Instagram/Яна Мажуга

Zero waste — это набор принципов, направленных на сведение к минимальному количеству мусора посредством многоразового использования предметов и вещей. Целью Zero waste является прекращение отправки любого мусора на свалки, в мусоросжигатели или в океан.

“Так как CHYSTE POLE — это интернет-проект, больших капиталовложений он не потребовал. На начальном этапе я потратила около пяти тысяч гривен. На эти деньги закупила первые товары и в июне 2019 года запустила сайт и социальные сети”, — рассказывает девушка.

По ее словам, сейчас большая часть клиентов приходят через Instagram. При этом Яна признает: тема экотоваров — пока не самая популярная в нашей стране.
«Покупают пока не очень много. Полагаю, что у большинства граждан есть более насущные проблемы: достаток семьи, обустройство жилья, образование детей. Экология и её проблемы - где-то в конце списка», — делится Яна.

На начальном этапе девушке помогали друзья и родные, делая заказы на сайте и в социальных сетях. Прибыль харьковчанка сразу же вкладывала в закупки, расширяя ассортимент.

Качество и ответственность — основные приоритеты в работе

“Часть товаров мы производим самостоятельно, часть покупаем у посредников. В Украине я не смогла найти производителей большинства экотоваров должного качества, поэтому их приходится заказывать за границей, например, зубную пасту в таблетках, натуральную шелковую зубную нить”, — рассказывает Яна.

screenshot_2_0_1.jpg

Фото: Instagram/Яна Мажуга

По словам девушки, качество и ответственность перед клиентами — основные приоритеты в ее работе. Все продукты, которые представлены на сайте и на официальных страницах в Facebook и Instagram, Яна сперва тщательно тестирует на себе.

“Классный сервис, к сожалению, - большая редкость в Украине. Это я говорю как клиент. Зачастую все мои жалобы и рекламации либо остаются без ответа, либо от меня отмахиваются стандартными фразами. Поэтому в своем деле я хочу, чтоб клиент был доволен на 200%, и делаю для этого все возможное и зависящее от меня”, — рассказывает Яна.

Наибольшим спросом пользуются восковые салфетки

За полгода работы девушка сумела наработать некоторое количество клиентов. По мнению Яны, это люди разных возрастов, профессий и семейного положения. Но их объединяет одно — понимание важности проблемы пластикового загрязнения в Украине.

Из всего ассортимента товаров, которые отвечают принципам zero waste и представлены в CHYSTE POLE, наибольшим спросом среди покупателей пользуются восковые салфетки. По словам Яны, такая популярность объясняется практичностью — салфетки продлевают срок хранения продуктов, а украинцам, по мнению предпринимательницы, свойственна бережливость.

voskovye_salfetki_0.jpg

Фото: Instagram/Яна Мажуга

Сейчас Яна работает без выходных и фактически без четкого графика — таковы правила рынка и условия самозанятых предпринимателей.

“Я всегда на связи и могу ответить на запрос даже в 23:00, если онлайн. У нас ежедневные отправки товаров, все заказы мы пакуем без пластика, даже скотч у нас бумажный и годится для переработки. Кроме того, я регулярно делаю обзвон после получения заказа. Мне важно знать, что клиенту всё понравилось и его ожидания оправданы”, — рассказывает девушка.

tovary_0.jpg

Фото: Instagram/Яна Мажуга

По ее словам, карантин и меры ограничения сыграли в минус в первую очередь для экологической ситуации страны: количество пластиковой упаковки в продуктовых магазинах возросло в разы. Также люди стали чаще пользоваться услугами службы доставки, которая использует много одноразовой посуды, тары и упаковки, не подлежащей переработке. По этой причине актуальность экотоваров растет с каждым годом, уверена Яна.

А вот вопрос выживания бизнеса в период карантина девушку-предпринимателя пока не особенно беспокоит.

“Проект CHYSTE POLE неприхотлив и у меня нет наёмного персонала или арендуемого помещения. В будущем я планирую участие в различных выставках и ярмарках украинских производителей. Еще хочется делиться своими знаниями и опытом. Очень ждем окончания карантина, чтобы воплотить всё это в жизнь”, — делится планами Яна.