• Сергей Кузнецов. Фото: М.Димков

"Давайте еще собак запретим". Основатель мотошколы рассказал о хулиганах и безопасной езде

Facebook Facebook Facebook
По мнению Кузнецова, запрет на езду в центре города лишь увеличит количество лихачей

В середине мая харьковская мэрия приняла решение закрыть крупные улицы города для байкеров. По факту же любители экстрима продолжили гонять, как и раньше, однако общество разделилось на тех, кто за, и тех, кто против запрета. В интервью NewsRoom создатель мотошколы "В шлеме", харьковчанин Сергей "Lankarra" Кузнецов рассказал о последствиях этого запрета, а также харьковчанах, садящихся за руль мотоцикла, хулиганах среди байкеров, авариях и том, как их можно избежать.

- Сергей, бытует мнение, что мотоциклы являются довольно опасным транспортным средством. При этом многие апеллируют к статистике ДТП и летальных исходов с участием мотоциклистов. Как ты к этому относишься?

- Мотоцикл – это такой же инструмент, как и… молоток. Вот как ты думаешь, молоток опасен?

- В неумелых руках…

- Вот и мотоцикл опасен в неумелых руках. И проблема не столько в мотоциклах, сколько в самих людях, садящихся за руль. До того, как я начал обучать людей, мне тоже было не совсем понятно – зачем люди ходят в мотошколу, чему там можно научиться?! Уже будучи мотожурналистом, я начал ездить на гоночные треки, начал заниматься с инструкторами, начал пробовать эндуро (дисциплина мотоспорта и велоспорта, соревнования в которой проходят на дорогах с различным покрытием и по пересеченной местности - Ред.).– и понял, как много еще не знаю. Да практически ничего не знаю! Кто-то из философов сказал: "Я знаю, что я ничего не знаю…". Здесь то же самое: чем больше ты учишься ездить на мотоцикле – тем отчетливей ты понимаешь, что можно еще больше узнать и освоить.

А зачастую происходит вот так: в юности человек научился ездить на машине. Самостоятельно, наматывая круги мимо гаражей. Потом он развил это умение пятью или десятью годами езды. И ему кажется, что мотоцикл – это в лучшем случае двухколесная версия машины. А в худшем - эдакая игрушка, управлять которой можно научиться, просто прочитав инструкцию. Но нифига подобного! С машинами, конечно, тоже все не так просто. Пару лет назад, зимой, я прошел курс контраварийного вождения у мастера автоспорта. И понял, что до этого просто не умел ездить! К сожалению, очень малый процент людей стремится улучшать свои навыки. Короче, проблема аварийности связана не с количеством колес, а с уровнем подготовки водителя.

Вот пару примеров. Первый. Несколько лет назад два паренька купили вскладчину бездоковый литровый спортбайк и в тот же день разбились на нем на окружной на скорости 200 км/ч. Оба без опыта были, из защитной экипировки – только китайские шлемы. Тот, кто был за рулем, просто не вписался в поворот.

Второй. Пишет как-то парень, с которым вместе в школе учились: "Вот у меня нет навыков езды, но есть такая-то сумма денег и я хочу себе бездоковый спортбайк". Я ему советую, мол, чувак, запишись сперва в мотошколу. А он в ответ: "Нет-нет. Я на машине ездил немножко, и, в принципе, сам освоюсь. У меня голова на плечах есть. Мне просто нужен спортбайк, посоветуй что-то". И я прекрасно понимаю, что не мотоцикл ему нужен, а "удлинитель" одного места. Естественно, с таким подходом риск куда-то "встрять" - почти 100-процентный.

- Вам часто приходится переучивать уже опытных пилотов?

- Не очень. Как я уже говорил, лишь малый процент людей стремится развивать свои навыки. В среднем это 20-30 человек за сезон.

- Как выглядит современный поклонник двухколесных коней?

- Если делить по категориям, я могу с десяток их набросать, но основная, самая многочисленная категория мотоциклистов – это взрослые люди. Средний возраст обычно за тридцать. Чаще всего это либо IT-шник, либо частный предприниматель. Для него мотоцикл интересен как удобный транспорт, на котором не стоишь в пробках. Плюс - открытие для себя чего-то нового, интересного.

Вторая категория – это люди, для которых мотоцикл – это модно, круто. Для них важны тусовки. Их тоже очень много, но у меня создается впечатление, что они ездят исключительно по маршруту "дом - стекляшка" или "дом - смотровая". Приехал туда, показал себя, посмотрел на других, прокатил пару девчонок – все, можно ехать домой.

Из последних можно выделить и подкатегорию. Она, на самом деле, мизерная. Но ее представители очень громкие, а на дорогах ведут себя по-хамски, поэтому автомобилисты их очень не любят. Но хуже того, что срабатывает принцип "хама в метро": повстречал одного - и все, день испорчен. Кажется, будто все остальные точно такие же.

Типаж... Обычно это "перец" на бездоковом спортбайке или стрите с прямотоком. По междурядью летает, как в последний раз, отбивает зеркала по причине собственной наглости, а не потому, что его где-то специально подрезали или зажали. Просто такие мотоциклисты не понимают, что часто едут в слепой зоне обзора автомобилиста. Естественно, хождение в мотошколу они считают "лоховством" и уверены, что чуть ли не с рождения все знают и умеют. Очень часто такие ребята разбиваются, потому что их навыков езды хватает лишь для того, чтобы газовать по прямой.

- В случае аварии, какая экипировка лучше всего защищает мотоциклиста от травм?

- У спортсменов есть такое выражение: "Самая лучшая экипировка – это твоя техника езды". Потому что когда ты уже упал и куда-то летишь – это плохо, этого не должно было случиться. Но если это уже произошло – то, конечно, ты должен быть максимально защищен. Даже если жара под 40 градусов и ты выехал на пять минут, на тебе должен быть как минимум качественный шлем и защита спины.

- А ты сам попадал в ДТП?

- Да, один раз. И, возможно, поэтому у нас родилась серия видео "Лаборатория". Если бы той аварии не было, моя эволюция в плане мотоциклов могла бы пойти совсем по другому пути. Не исключено, что я был бы одним из тех, кто ездит на заднем колесе по проспекту Ленина с прямотоком и считает хождение в мотошколу "лоховством".

- А как это произошло? Ты ведь опытный пилот…

- В 2007 году я таковым еще не был. Это было одностороннее движение: я ехал в левой полосе, а впереди меня ехала машина в правой. Тогда я еще не понимал, что еду в слепой зоне автомобиля. Мне казалось, что водитель должен меня видеть. Дорога была подубитая, поэтому, скорость была около пятидесяти-шестидесяти километров в час, автомобиль ехал с той же скоростью. А дальше машина из правого ряда резко поворачивает налево без включения поворотника. Да, там был нюанс –второстепенная дорога уходила налево под отрицательным углом и автомобилисты с левого ряда чуть забирали правее, увеличивая радиус. А этот парень решил сразу из правого ряда повернуть… Он, видимо, посмотрел в зеркало, меня не увидел и совершенно спокойно, не включая поворотник – некому же показывать маневр – зарулил в поворот. И, естественно, меня снес.

Я переворачиваюсь в воздухе, где-то рядом летит его отбитое зеркало. У меня полное ощущение нереальности происходящего. Я тогда как знал – выехал из дома в магазин буквально на пять минут, но одел на себя все, что только имел из экипировки: защита спины, кожаная куртка с защитой, штаны трековые со слайдерами, ботинки трековые, перчатки, шлем – короче, все, что было. Это меня и спасло. Из травм было лишь то, что удар зеркала в палец пришелся. В итоге открытый перелом. После аварии первая мысль была: "Вот мудак, он меня сбил". Конечно, автомобилист был не прав – не с того ряда начал поворот, не убедился в безопасности маневра, не включил поворотник. Но сейчас я понимаю, что если бы я знал о существовании слепых и мертвых зон, я бы просто не допустил такой ситуации.

kuznecov2.jpg

Сергей Кузнецов. Фото: М.Димков

Да, автомобилист мог, конечно, повернуть голову и увидеть меня, но в трафике мотоциклисту нужно учиться думать за других участников дорожного движения. В ДТП уже неважно кто прав, а кто виноват – оно уже состоялось. В любом случае ты уже с травмой, мотоцикл уже побит, впереди суд, заплатит или не заплатит водитель компенсацию - еще не известно, а если заплатит – то когда? И потому нужно таких ситуаций избегать, даже если это ущемляет твою гордость и чувство справедливости.

В нашем видео о фатальных ошибках мотоциклистов я приводил несколько вставок, в которых водители разворачиваются через двойную сплошную и мотоциклист лупится в авто со всей дури. И были идиотские комментаторы на Youtube, которые писали что-то типа: "Во всех примерах, которые ты привел, – виноваты автомобилисты". Мол, ничего нам, байкерам, учиться и знать не надо. Но если на такой скорости влетаешь в машину – тебе уже в прямом смысле без разницы, кто был прав, а кто виноват - ты либо инвалид, либо мертв.

- В твоих видео ты довольно часто мелькаешь с различными травмами. Эта авария единственная в твоей жизни или водить в Харькове настолько сложно?

- В ДТП я попал лишь раз. Все остальные травмы связаны с гонками и тренировками. В городе у тебя задача только доехать. В гонке же задача - приехать к финишу как можно быстрее. И чтобы финишировать в призах – ты должен ехать на грани: вот тут еще экстрим, а вот тут уже хана. Чтобы прочувствовать эту грань – нужно ее постоянно переходить. И если переходишь эту грань быстрее, чем хотел – это всегда падение. Иногда и травма. В профессиональном спорте без этого, увы, никак.

- А что сложнее – городская езда или езда по пересеченной местности?

- В целом- примерно одинаково. В городе сложна не сама езда: правильно тормозить, проходить повороты и так далее - не так уж и сложно. Тут на первый план выходит анализ окружающей обстановки. Если этого нет – все остальное бесполезно.

Вообще езду на мотоцикле в городе можно разделить следующим образом: первое – это стратегия езды. Второе – тактика езды. Третье - конкретные приемы. Стратегия езды следующая: допустим, ты чувствуешь себя плохо или идет ливень. Ты не уверен в себе и просто решаешь в этот день не выезжать. То есть, ты заранее исключаешь или снижаешь риски.

Тактика – это уже касается твоего положения в потоке. В режиме реального времени постоянно, каждую секунду ты должен оценивать: где находишься, где находятся окружающие участники движения, на каком расстоянии и что они могут сделать. Ты оцениваешь то, какая дорога будет дальше, какие маневры могут предпринять впереди идущие, оцениваешь риски того, что могут появиться пешеходы, выехать машины. Да, тактика подразумевает значительный опыт езды, ведь только так можно ее наработать. Для этого нужно минимум лет пять каждый день хотя бы по часу ездить по городу. Постоянно анализировать и извлекать выводы из того, что ты видишь. Короче, тактика дает возможность свести к минимуму аварийные ситуации.

И последнее – это твои навыки: контраварийное руление, экстренное торможение – все, что позволит избежать аварии в конкретный момент, когда ты что-то пропустил. Например, из впереди идущего грузовика выпал холодильник и тебе нужно срочно его объехать.

В эндуро все иначе: там нет пешеходов и трафика. И потому все выглядит по-другому, хотя там тоже есть своя тактика, стратегия и конкретные навыки управления. Но тактика и стратегия играют меньшую роль, чем техника езды.

- Не так давно горсовет принял решение о запрете передвижения мотоциклистов в центре Харькова. На твой взгляд, это правильное решение?

- На мой взгляд – это неразумно. Если уж мэр решил так трогательно заботиться о покое горожан, то нужно заодно запретить и остальные источники шума: машины, музыку, детей, собак и так далее. Категория мотоциклистов, которые, возможно, так бесят Кернеса и бабулек – она мизерная, я уже говорил.

Допустим, сто мотоциклистов проехало мимо твоего дома ночью и ты их даже не заметил. Потому что они едут на стандартных мотоциклах с нормальным, не тюнингованным, выхлопом и не винтят движок до отсечки. Но стоит пролететь одному на заднем колесе с прямотоком - и все… Сразу все байкеры мудаки! И потому такое решение горсовета, как по мне, - подростковый максимализм. Я даже удивлен, что взрослые люди могли такое решение принять – не детский сад же.

А что в итоге? "Крутаны" с громкими выхлопами как катались в три часа ночи по Ленина – так и будут кататься. Может даже и больше, чтобы досадить. Затронет это лишь законопослушную категорию мотоциклистов, которые ездят на доковых мотоциклах со стандартным выхлопом и соблюдают правила дорожного движения. Короче, это какая-то дискриминация по количеству колес твоего транспортного средства. Сродни дискриминации по цвету кожи или национальности.

Всегда нужно бороться с первопричиной, в данном случае - с мото-хулиганами. И проблема с ними решается мотобатальоном полиции. Если бы в Харькове было хотя бы от пяти до десяти мотополицейских на хороших мотоциклах и хорошо обученных, то в течении месяца проблема была бы решена. И обошлось это бы дешевле, чем установка кучи камер. Но, возможно, такое решение политизированное и тут играет роль противостояние между Кернесом и Аваковым. Ведь полиция тоже считает это решение горсовета дуростью и не горит желанием выполнять его. А для Геннадия Адольфовича это хороший повод наехать на Авакова: "Как так?! Горсовет постановил, а твоя полиция не выполняет?!".

Автор: Максим Димков