“Мы хотим сделать Харьков узнаваемым”: экс-чиновник о Кернесе, маркетинге города и электронной музыке

Заместитель мэра Харькова по вопросам цифровой трансформации Олег Дробот стал одним из немногих чиновников, покинувших пост после смерти Геннадия Кернеса. О причинах ухода, новых проектах и увлечении электронной музыкой экс-чиновник рассказал журналисту Newsroom.

Почему решили покинуть горсовет? Из-за смерти Геннадия Адольфовича?

Решение уйти не очень просто мне далось, ведь я действительно долго двигался к такой значимой позиции – стать не просто заместителем мэра, а Геннадия Кернеса. Да еще и первым в стране замом по цифровой трансформации на уровне крупных городов.

Решение я принял, безусловно, в связи с его смертью. Еще одна причина: я в свое время достаточно кардинально изменил свою жизнь – из частного бизнеса, который мне нравился благодаря ощущению свободы, легкости и полета, перешел в государственный сектор.

124781-1_large.jpg

Геннадий Кернес. Фото: Слово і Діло

Человек, который меня туда пригласил (речь о Кернесе – прим.ред), он умел иньецировать любовь к своему городу за пять минут. Поэтому я согласился и так начался мой путь. В 2012 году я стартовал, все это время двигался и дошел до позиции заместителя мэра. Мне повезло заниматься не рутинной работой, а вопросами создания или изменения разных организаций. Мы создали регистрационную службу города в рамках Министерства юстиции, потом ее же в области, затем Департамент регистрации. Очень интересным был проект по реинжинирингу всех процессов в коммунальном предприятии с 40-летней историей – БТИ. Ну и венцом всего этого стал запуск digital-Харькова.

После его ухода из жизни я пересматривал этот вопрос и понял, что мне хочется вернуться в бизнес-мир. Там можно чувствовать себя свободно, но при этом уже никуда не денется желание развивать этот город. Все наши проекты рассчитаны на то, чтобы харьковский бизнес становился лучше, чтобы здесь были штаб-квартиры крутых стартапов, чтобы мы могли капитализировать наш город. Я родился в Харькове, ни разу отсюда не уезжал и мыслей таких не было. Хочется развиваться здесь.

Что нужно изменить в Харькове?

Сегодня город нужно воспринимать как единую структуру, которая неотделима от его жителей, от бизнеса, работающего на его территории, и от общественного сектора. Поэтому хочется выстраивать диалог между всеми участниками. Мы знаем город изнутри, мы знаем его боли и потребности, знаем, что нужно жителям. Пассивное участие уже невозможно. То есть, если ты живешь в городе, то не должен просто ждать, что власть все сделает за тебя. Это вопрос изменения мировоззрения каждого жителя. Или бизнесмена, неважно – мелкого, среднего или крупного – он должен не просто выкачивать деньги с территории, он должен создавать. Город дает ему возможность зарабатывать, а бизнес в ответ развивает его.

Сейчас один из самых важных аспектов – правильная понятная коммуникация. Потому что в Харькове много всего делается, в различных сферах. Идут глобальные изменения, запускается медицинская реформа, инфраструктурные проекты, тот же “цифровой Харьков”, который автоматизирует процессы и избавляет людей от необходимости ходить по инстанциям.

151169923_859103311314492_4277129147045825017_o.jpg

Презентация “Офиса Реформ Харькова”. Фото: Facebook

То есть городу не хватает коммуникации? Или нужно что-то еще?

У Харькова должна быть полноценная маркетинговая стратегия. Потому что город это большая бизнес-корпорация, в хорошем смысле этого слова. И ему необходимы ответы на вопросы: как создаются продукты, как они доходят до потребителей, как эти продукты воспринимают. Поэтому маркетинговая стратегия – это то, чем я бы рекомендовал заниматься каждому крупному городу, Харькову в том числе.

У Харькова есть все задатки для этого. Геннадий Кернес заложил фундамент и мы приложили к этому руку. Именно так родился проект digital-Харьков, который знают не только в городе, но и за его пределами. Он позволяет упростить любой контакт жителя с городом.

Например, проезд в общественном транспорте или метро – цифровые решения позволяют не искать бумажные деньги в кармане, а просто подойти к турникету, поднести смартфон, на котором в это время слушаешь музыку, и попасть внутрь. Или вопрос безналичного расчета в городских учреждениях. Чтобы человек мог оплатить услуги картой, а не тратить время на поход в банк. Когда мы запустили такие проекты в ЦНАПах и Доме недвижимости, сразу 40% клиентов перешли на него. 40%! Почему? Потому что они пользовались бесконтактной оплатой везде – в магазинах, ресторанах, кинотеатрах.

dsc06913.jpg

Дом Недвижимости. Фото: zhilstroj-2.ua

Можно ли добиться большего и охватить цифровыми услугами всех харьковчан?

Как сделать, чтобы это было не 40, а 100%? Депутаты горсовета единогласно приняли пятилетнюю концепцию развития цифровой грамотности. Этот структурный документ предусматривает, как научить людей безопасно, правильно и удобно пользоваться технологиями.

Причем, речь о всех возрастных группах. Потому что есть молодежь, которая активно пользуется сетью, но не уделяет внимания безопасности. А есть люди солидного возраста, которые боятся переходить к цифровым технологиям и не умеют ими пользоваться. Или те, у кого нет гаджетов под рукой. И вот на каждую аудиторию мы заложили свой элемент концепции.

Есть, к примеру, курсы цифровой грамотности на базе библиотек. Люди приходят туда и официальный консультант им рассказывает: вот компьютер, вот так он включается, а вот тут можно воспользоваться медицинским кабинетом helsi.me, тут оплатить услуги ЖКХ, а вот здесь можно сделать видеозвонок родственникам.

Но заниматься этим должен не только город. Мы инициировали челлендж “#онукивсмартфоні”, чтобы вовлечь молодежь в обучение родственников. Это цепляет, когда к тебе обращаются – подумай, это комфорт твоих близких, это их будущее. Мы привлекали торговые сети, которым предложили создать программы лояльности для жителей. Например, при продаже смартфона сразу устанавливать электронный медкабинет и Е-парковку.

Нашей глобальной целью было оцифровать все точки контактов жителей с городом. Чтобы все административные и социальные услуги могли быть получены через гаджет. Зачем это нужно? Это вопрос экономии глобальных ресурсов – времени и денег. Чтобы человек мог не привязываясь к часам работы, хоть ночью, сесть и зарегистрировать ребенка к врачу. А для города это экономия денег – на содержании штата сотрудников, на бумажном документообороте.

4ba29-clip-104kb.jpg

Медицинская система Helsi.me

Всего ли удалось добиться? Как вы сами оцениваете успешность реализованных проектов?

В 2020 году с запуском медицинского кабинета Helsi.me им стали пользоваться 10% харьковчан. Для меня это были и показатель, и боль одновременно. Потому что я оцениваю порог использования цифровых сервисов сегодня на уровне 10% горожан. Хотя, к примеру, железнодорожные билеты онлайн покупает больше людей. И снова проблема в коммуникации: многие не хотят пользоваться цифровыми сервисами, а кто-то о них даже не знает. Поэтому я бы посмотрел на процент в динамике: сколько людей будут пользоваться медицинским кабинетом в 2022 году.

С момента запуска в апреле 2020 года Е-паркинга – прирост пользователей-автомобилистов не останавливается. Тысяча человек в неделю стабильно устанавливают приложение и начинают им пользоваться. Показатель не меняется на протяжении практически года.

Можно ли сравнивать этот показатель с другими городами? И как насчет конкуренции – к примеру, с Днепром и проектами Яники Мерило?

Кейс digital-Харькова не просто интересен жителям города. Это повысило узнаваемость Харькова и его проектов внутри страны. Потому что такого не было нигде. Вице-премьер Михаил Федоров все время подчеркивал движение Харькова в этом вопросе. Наш мэр получил статус самого прогрессивного в сфере цифровой трансформации, другие города выстроились в очередь с просьбой объяснить как это сделать. И до сих пор обращаются. Теперь мы пилотируем все новые проекты Кабмина – такие, как регистрация места проживания детей онлайн и запуск Е-малятко. У нас было более 200 контактов с представителями других городов.

90-medium.jpg

Министр цифровой трансформации, вице-премьер Михаил Федоров. Фото: thepage.ua

Хорошо, вы ушли из горсовета, скажем так, на волне успеха. Чем планируете заниматься сейчас?

Наша цель – породить эко-систему бизнеса, социальных городских проектов, которые будут связаны между собой. Основная ценность – это быть вне политики. Я бы не хотел, чтобы наше движение воспринимали через призму политических амбиций.

Мы сегодня инициируем собственные бизнес-проекты, в том числе инвестиционные. К нам также обращаются действующие бизнесы, которые знают наш опыт и потенциал в городе. Предлагают оценить их стратегии и помочь с развитием. И, наконец, к нам обращаются ребята, которые хотят что-то запускать. Но мы бы не сужали свою деятельность к стартап-центру. 

Можете ли назвать конкретные проекты? 

Сейчас мы занимаемся совместным проектом с компанией Basanta Music. Она ставит перед собой цель полностью изменить сферу электронной музыки в нашем городе, да и в нашей стране. Чтобы ребят из Харькова знали по всему миру. Чтобы город знали, как точку роста талантов. Ведь Украина и Харьков с этой точки зрения очень недооценены.

О других наших проектах я пока не хочу говорить – пока мы не покажем результат. А в случае с Basanta Music я сам очень внутренне люблю этот проект. Я сейчас занимаюсь диджеингом и пошел в эту сферу, в творчество, чтобы понять этот мир изнутри. Пишу свои треки, которые собираюсь выпустить.

Вот как? Это облегчает задачу?

Ну во-первых я убежден, что в жизни каждого человека должно быть творчество. Самое разное: музыка, рисование, искусство. Для меня – электронная музыка. А с точки зрения бизнеса я понимаю, как устроена сфера изнутри и мне легче развивать компанию.

photo_2021-02-18_13-53-00.jpg

Олег Дробот за диджейским пультом. Фото: basanta.music

Вы говорите о развитии. А сейчас люди из мира электронной музыки жалуются на проблемы, связанные с локдауном.

Сегодня любой бизнес, который существует в мире, должен учитывать пандемию и возможное введение локдауна. Этот фактор необходимо учитывать при построении стратегии. Например, я не думаю, что локдаун “убил” сферу электронной музыки. Она просто переместилась в онлайн. Пострадали ивенты и локации, но это все вернется, причем, по моим прогнозам, достаточно скоро. С другой стороны, сегодня строить бизнес в расчете только на оффлайн – это очень рискованная стратегия.

У вас небольшая команда в T4B (“Together for better” – прим. ред), но в нашем разговоре звучат достаточно глобальные планы…

У нас нет такого, что работает десять сотрудников и все. Мы привлекаем специалистов из разных сфер. Кто-то разбирается в юриспуденции, кто-то в маркетинге. А потому можно говорить, что у нас десятки людей.

Мы хотим подготовить Харьков к глобальным изменениями в плане мировоззрения. В мире изменяются границы, города приобретают все больший вес по отношению к странам, меняется экономика. И теперь городской бюджет – не единственный источник развития.

Когда житель выходит из дома и понимает, что он вместе со своими соседями может что-то сделать на конкретной территории. Не просто жалуется, что что-то не работает – это само собой нужно исправлять. Чтобы люди задумывались – а, может, мы выйдем на субботник? Построим горку или детскую площадку? Может, клумбу высадим? В нашем менталитете это непросто. Когда каждый заходит в квартиру – и “лучше бы я не видел этих соседей”.

Особенно пандемия заставила об этом задуматься. Мы сузились до маленьких социальных групп и вспомнили о том, что может быть хорошо буквально с парой человек на кухне. С другой стороны, успешный кейс можно создать благодаря коллаборации и для этого не обязательно создавать оффлайн-пространство с десятками сотрудников.

44289388_275940159705950_9079852925815095296_o.jpg

Навчався у Донецькому національному університеті імені Стуса. У журналістиці працює з 2013 року. Спеціалізується на політичних, кримінальних та спортивних темах.
Показать все посты

Комментарии