Заброшенный аэродром под Харьковом: как спасают самолеты и “вертушки” от вандалов

Newsroom побывал в популярной туристической локации и выяснил, как сейчас выглядит “кладбище железных птиц” и как его планируют реанимировать.

В Волчанске под открытым небом стоят более двух десятков самолетов и несколько вертолетов. Добраться до аэродрома из Харькова можно двумя способами: общественным транспортом и на автомобиле.

В первом случае придется приехать на автостанцию №3 на площади Защитников Украины, 6 и там взять билет до Волчанска. Проездной стоит около 60 гривен без учета багажа. От автовокзала в районном центре ходит кольцевая маршрутка. Проезд в ней стоит пять гривен. На ней можно доехать до конца улицы Соборной в микрорайон Солнечный. Оттуда до пункта назначения остается пройти пешком не более 500 метров. На личном транспорте дорога от Харькова займет максимум полтора часа. 

photo_2021-06-01_15-37-51.jpg

Оставить автомобиль можно на площадке перед аэродромом, правда, гарантировать сохранность транспорта не может никто, так как традиционная стоянка здесь попросту отсутствует. Однако этот факт мало кого останавливает. В пик сезона — с июня по сентябрь — около аэродрома можно увидеть до 50 машин, принадлежащих туристам и любителям эффектных фотолокаций. Попасть на аэродром пока можно бесплатно — КПП около входа нет. 

0.jpg

Условно территорию аэродрома можно разбить на несколько секторов. Основная часть летательных аппаратов стоит вдоль дороги справа. Всего на аэродроме покоится 25 реактивных самолетов Л-29, четыре “кукурузника” АН-2 и семь вертолетов МИ-2.

1.jpg

Все они — в полуразобранном состоянии, большинство самолетов — без передних шасси, часто со вскрытыми фюзеляжами. Из кабин пилотов вандалы и охотники за цветным металлом вытащили все, что можно было открутить и разобрать.

photo_2021-06-01_15-36-57.jpg

photo_2021-06-01_15-37-02.jpg

photo_2021-06-01_15-37-01.jpg

8.jpg

photo_2021-06-01_15-37-51_2.jpg

В центральной части локации стоят три “кукурузника”. На плоскостях крыльев зияют дыры. 

photo_2021-06-01_15-37-28.jpg

На одном из великанов АН-2, который стоит между двух “братьев” практически нет двигателя. “Сердце ” машины лежит на земле, а кабина пилота буквально разворочена, будто после прямого попадания снаряда. 

photo_2021-06-01_15-37-07.jpg

3.jpg

В конце аэродрома находится полуразрушенный ангар. На площадке перед воротами — “скелет” вертолета МИ-2.

photo_2021-06-01_15-37-25.jpg

photo_2021-06-01_15-37-11_0.jpg

photo_2021-06-01_15-37-12.jpg

Внутри двухэтажного здания на спущенных колесах стоит Л-29 со следами граффити на передней части фюзеляжа.

photo_2021-06-01_15-37-25_7.jpg

photo_2021-06-01_15-37-23_3.jpg

В главном помещении — разруха, камни и мусор. Стены расписаны граффити. Кое где можно рассмотреть надписи.

photo_2021-06-01_15-37-24_4.jpg

photo_2021-06-01_15-37-23_2.jpg

Несколько “вертушек” также притаились в зарослях клена. В их компанию попал еще один “кукурузник” АН-2.

photo_2021-06-01_15-37-22_2.jpg

Все вертолеты — в плачевном состоянии: на них отсутствуют лопасти, внутренней обшивки тоже нет, в кабинах пилотов не осталось ни одного целого прибора или рычага управления. 

photo_2021-06-01_15-37-18.jpg

photo_2021-06-01_15-37-13.jpg

photo_2021-06-01_15-37-19.jpg

Перспективы

По словам главы местной общественной организации “Кругозор. Мотивация” Максима Тележного, в последние несколько лет техническое состояние самолетов на аэродроме значительно ухудшилось. Мужчина отмечает, что три-четыре года назад техника была практически нетронутой.

“Чтобы хоть как-то предотвратить нелегальную разборку авиатехники, участники нашей организации провели на территории аэродрома несколько акций. Ребята взяли баллончики с краской и оставили надписи на фюзеляжах: “Не разбирай меня”. Мы понимаем, что это не слишком действенный способ, но, все таки, лучше, чем ничего”, — отметил Максим.

photo_2021-06-01_15-37-11.jpg

photo_2021-06-01_15-37-21.jpg

По мнению активиста, спасти самолеты и вертолеты от мародеров могут туристы.

“Если на территории аэродрома создать парк развлечений, это значительно усилит туристический потенциал локации. Например, можно баскетбольные кольца вешать прямо на двигатели самолетов, построить веревочный парк или установить сцену для выступлений. Приток желающих посмотреть на аэродром положительно скажется и на бюджете громады”, — делится активист. 

Как рассказал корреспонденту Newsroom глава Волчанской ОТГ Анатолий Степанец, то, в каком состоянии сейчас пребывает аэродром — возмутительно. 

По его словам, раньше эта территория была в ведомстве ДОСААФ. Здесь проходили занятия Волчанского авиационного училища, которое готовило инструкторов-летчиков, планеристов, парашютистов и вертолетчиков. В конце 1980-х училище перевели в Запорожье, туда же отдали часть летательных аппаратов. Вместо него в Волчанске создали авиационно-технический клуб, однако в 1991 году его расформировали. 

photo_2021-06-01_15-37-24_7.jpg

“Земельный участок, на котором сейчас находится заброшенный аэродром, принадлежит Министерству обороны Украины и к нашему городу не имеет никакого отношения. Несмотря на это, мы попытаемся сохранить потенциально привлекательную туристическую зону. В течение этого года планируем расчистить заросли, организовать парковку для посетителей, поставить туалеты. Также попытаемся привлечь бывших пилотов, инженеров и механиков, которые в прошлом работали на аэродроме, и с их помощью восстановить несколько самолетов и вертолетов, а затем поставить технику на специальную смотровую площадку. Ведь сейчас гулять по аэродрому небезопасно. На сессии волчанского городского совета, которая запланирована на 15 июля, попытаемся найти средства и направить их на развитие этой локации”,  — подытожил чиновник.

Фото: Роман Шупенко

Працював кореспондентом та керував прес-центром у всеукраїнському виданні "КП в Україні"; був редактором регіонального сайту "Слобідський край"; редактором сайту KHARKIV Today; комунікаційним менеджером та журналістом у проектах USAID і Pact. Зараз — кореспондент та автор статей у Newsroom.
Показать все посты

Комментарии