Харьковская старина. Как врач Данилевский покорял небо

Харьков имеет удивительную способность забывать и не вспоминать лучших своих сыновей и дочерей, а если и помнить, то крайне избирательно! Одним из таких забытых и почитаемых только узким кругом историков и краеведов следует считать Константина Яковлевича Данилевского. Он пожертвовал карьерой врача, чтобы воплотить детскую мечту — летать на собственных воздушных шарах. 

История создания Благовещенского базара

Константин Данилевский родился в 1855 году в Харькове в семье одного из первых, а правильнее будет сказать, второго фотографа Харькова — Якова Петровича Данилевского. Отец не только занимался фотографией, но и увлекался разного рода изобретательством, искал новаторские пути развития фотографии, а его четверо сыновей, — Александр, Василий (известный физиолог, в честь которого названа улица в центре города. — Ред.), Константин и Михаил, — получили медицинское образование. И каждый из них добился на этом поприще выдающихся результатов. Не все, правда, обрели мировую известность. 

006.jpg

Константин Яковлевич Данилевский

Только Константину передался тот самый отцовский характер искателя, изобретателя и мечтателя. Еще в детстве ему пришла мысль об управляемых воздушных шарах, и он помнил о своих мечтах всю жизнь.

Константин Данилевский окончил курс медицинского факультета Императорского харьковского университета в 1879 году и оставлен там же ассистентом. А в 1890 году приват-доцент и доктор медицины он подал прошение об учреждении собственной частной лечебницы с гидропатическим институтом. Она стала первым в Харькове медицинским учреждением подобного рода и была основана на многочисленных изобретениях доктора Константина Данилевского.

Как харьковчане первый пожарный автомобиль покупали
 
Но мечты о небе не давали ему покоя. Поэтому в 1894 году Константин Данилевский запатентовал собственный летающий аппарат, привилегию на который он получил 19 марта 1897 года. Однако к тому времени сам аппарат уже имел совершенно другие конструктивные особенности. К осени первый воздушный аппарат под именем “Эмбрион” с крыльями 7 аршин длины был закончен.

002_1.jpg
Аппарат “Эмбрион” с аэронавтом Косяковым в воздухе над улице Мироносицкой, фото К. Данилевского, 1898 г.

И вот 8 октября 1897 года в 7:00 утра аэронавт Пётр Косяков впервые поднялся в воздух на аппарате доктора Данилевского. За полтора часа аппарат поднимался 25 раз на высоту до 120 метров. Сам Константин Данилевский сделал несколько снимков своего аппарата в воздухе и на земле. К сожалению, при заправке баллона водородом аппарат для добычи водорода разорвало и опыты отложили до следующего года.

Харьковская старина. Башня крепости, в которой обустроили трактир

14 июня 1898 года в 20:00 на арендованном участке по улице Мироносицкой, 50 Константин Данилевский вновь предпринял опыты с воздушным судном “Эмбрион”. Тот же аэронавт Косяков поднимался в воздух 10 раз на 30 метров. Удачные опыты происходили при большом стечении народа, который не спешил расходится до позднего вечера.       
                                                                                                                                    
Утром 18 июня 1898 года Данилевский продолжил опыты, но теперь уже с новым аппаратом собственной конструкции “Пильстрем” (по имени благотворителя, выделившего средства на постройку), который был доставлен из Парижа от фабриканта Лашамбра. В этот день поднимался в воздух сам изобретатель Данилевский, инженер-технолог Чарушин и механик Косяков. Аппарат разворачивался в воздухе вокруг своей оси, поднимался и опускался, управляемый аэронавтами. В конце концов полетел по прямой, опустившись на Ивановке, правда, чуть не зацепил трубу одного из заводов. 

003_1.jpg Аппарат “Пильстрем”, фото К. Данилевского, 1898 г.

Опыты продолжались вполне успешно до конца июня, а сам изобретатель занимался новыми, более короткими крыльями. Новые опыты начались с 4 июля 1898 года, а Данилевского в качестве фотографа сменил профессионал — Алексей Михайлович Иваницкий, зафиксировавший полеты аэронавтов. В июле и августе того же года полеты продолжались, в том числе и на новом аппарате “Оричка”. 6 августа на полетах аппарата присутствовал инженер-полковник Яссевич, а 15 августа к нему присоединился уполномоченный от Министерства Путей Сообщения фон Ренкуль.

В Харькове по телефону слушали оперу и в шутку вызывали врачей
 
27 августа Константин Яковлевич Данилевский сделал доклад в подсекции воздухоплавания на X съезде естествоиспытателей и врачей в Киеве. Доклад, не вызвавший интереса на съезде, был напечатан в типографии Зильберберга. А после полетов 1899 года, когда его аппарат поднимался на высоту более 1500 метров, была издана книга “Управляемый летательный снаряд”, в которой автор изложил основные принципы работы аппаратов.

004_1.jpg
Печатный доклад о полетах аппаратов К. Данилевского, 1898 год, из фондов ЦНБ Харьковского Национального университета им. В. Каразина 

Данилевский ожидал признания своих опытов, однако ни военные, ни гражданские их не приняли. В Харькове над ним посмеивались, братья и сестры не поддержали. Константин Яковлевич Данилевский продал свою лечебницу врачу Мейеру Харитоновичу Хаджинскому и уехал в Петербург, где и умер незамеченным для Харькова в 1913 году. 

Комментарии