Миссия – невыполнима: журналисты проверили, каково быть слепым в Харькове

От перекрестка улиц Бакулина и Космической до проспекта Науки в Харькове всего 400 метров. Небольшое расстояние для обычного прохожего и минута на автомобиле. Но что если путь осложнен тем, что ты ничего не видишь?

В нашем городе неоднократно проходили акции незрячих жителей, которые жаловались на аварийное состояние общежития, высокие бордюры и разбитые дороги, неудобство инфраструктуры и безразличие к их нуждам. Журналисты NewsRoom решили на собственном опыте убедиться, как живут те, кого не замечают чиновники. 

Нашим гидом в мир харьковчан с проблемами зрения стал Дмитрий Крупка. По словам мужчины, он не раз предлагал властям проекты по облегчению жизни людей с инвалидностью, но в ответ слышал лишь, что для них и так достаточно делают. Чтобы доказать обратное, наш собеседник предложил корреспонденту пройти с завязанными глазами часть своего ежедневного маршрута. 

img_0018.jpg

Фото: NewsRoom

Для старта был выбран перекресток улиц Бакулина и Космической, неподалеку от общежития инвалидов по зрению УПП УТОС №1. Мне завязывают глаза, проверяют надежность повязки и мы отправляемся. В первые секунды воспринимаешь это как забавную игру. Но лишь до того момента, как начинаешь слышать шорох автомобильных шин. Ты не можешь определить скорость и точное направление движения транспорта. И это страшно. Наверное, так себя чувствует ребенок, которого только учат плавать. То есть рядом есть взрослые, которые тебя поддержат, но все равно ты будто один на один со стихией.

Впрочем, первую дорогу мы пересекли без приключений. Дмитрий терпеливо объяснял мне, как пользоваться тростью для незрячих и с ее помощью определять характер препятствий.

“Проведіть палкою. Постукайте! Ось так. Що це? Правильно, огорожа. Ми трохи змістилися з переходу, потрібно знайти простір”, – подсказывает мне спутник.

Проход был найден довольно быстро, но это оказалось лишь началом проблем. Впереди нас ждал подъем с выщербленным тротуаром. Я не знаю, как преодолевают такие участки незрячие люди, но отличить выбоину от ступеньки наощупь оказалось непросто. 

img_0061.jpg

Фото: NewsRoom

Перекресток Бакулина и Инженерного переулка возле городской поликлиники №17 мы прошли без приключений. Следующая опасность подстерегала возле паба “Экскалибур”. Мне удалось вовремя нащупать парковочные стойки и обойти их, а вот Дмитрий признался, что натыкался на препятствие.

img_0054.jpg

Фото: NewsRoom

Чуть выше нас снова ждали ступеньки, причем сделанные весьма причудливым образом. Для зрячего человека они вряд ли бы стали проблемой. Но когда ты нащупываешь свой маршрут тростью, неожиданное “окончание” спуска слева чревато падением или даже вывихом ноги.

img_0043.jpg

Фото: NewsRoom

Еще одним неприятным “бонусом” стали автомобили, припаркованные возле выездов с территории научно-исследовательского института экологических проблем. По словам Дмитрия, у него даже случались конфликты с водителями, чей транспорт он ощупывал, чтобы обойти. Впрочем, утверждает мой собеседник, харьковчане чаще пытаются прийти на помощь. Убедиться в этом лично я смог чуть позже.

Перекресток улицы Бакулина и проспекта Науки. Три полосы движения в каждую сторону. Знак пешеходного перехода, об который я крепко приложился носом. И светофор, предназначенный для незрячих. Но лишь теоретически. Потому что со стороны центральной налоговой ты не слышишь звуковые сигналы.

“Прислухайтесь! Щось чуєте? Ні? От і я кожного дня нічого не чую. А Світлана Горбунова-Рубан (заместитель мэра по вопросам здравоохранения и соцзащиты – прим.ред) мені розповідає, що в нас все гаразд і що це я агресивна людина, коли приходжу до неї з вимогами зробити перехрестя доступним”, – рассказывает Дмитрий Крупка.

38771-clip-106kb.jpg

Перекресток проспекта Науки и улицы Бакулина. Скриншот: Google Maps

Впрочем, в этот момент нам помогли неизвестные прохожие. “Все хорошо, уже можно идти”, – наперебой закричали несколько парней. И вот тут мне впервые захотелось снять повязку. Нет, машины остановились и шороха шин слышно не было. Но и понимание, где островок между полосами движения, тоже отсутствовало. Просто не знаешь, когда тебе остановиться, чтобы не выскочить под колеса. Честно говоря, найти бордюр клумбы я смог лишь после подсказок Дмитрия и нашей зрячей сопровождающей. 

В Польше, по словам моего собеседника, на таких участках укладывают специальную рельефную плитку, которую можно нащупать тростью. Но в городе-обладателе всех наград Совета Европы такой необходимости, видимо, нет. 

Вторую часть дороги мы преодолели быстро. Снимаю повязку и в это время за спиной проносится грузовик. Снова вижу и могу оценить опасность, которую несет многотонный транспорт. Но каково тем, у кого такой возможности нет?

photo_2019-09-24_15-19-30.jpg

Фото: NewsRoom

Наше “путешествие” мы решили обсудить в небольшой кофейне. Дмитрий сравнивает по степени доступности киевское и харьковское метро, рассказывает об условиях для людей с инвалидностью за рубежом и отписках чиновников здесь. О маршрутчиках, которые хамят сопровождающим, и пассажирах, которые, не разбираясь в ситуации, поддерживают водителей. О патриотических акциях и борьбе за свои права. В его истории больше мрачных моментов, чем позитива, и вполне логичный конец. Харьковчанин планирует переезжать в польскую Гдыню. Туда, где незрячий может без опаски ходить по улицам. 

img_0081.jpg

Фото: NewsRoom

Навчався у Донецькому національному університеті імені Стуса. У журналістиці працює з 2013 року. Спеціалізується на політичних, кримінальних та спортивних темах.
Показать все посты

Комментарии