"Нейлоновая" выставка Nude: в Харьковской Муниципальной галерее выключили свет

Facebook Facebook Facebook
На каждое панно художница тратила несколько недель, и большинство полотен она создала во время карантина

В июле Харьковская муниципальная галерея погрузится в сумерки, ведь в новой выставке каждая работа подсвечена изнутри, что создает эффект "рентгеновского" зрения у зрителя. Так устроен проект Nude львовской художницы Василины Буряник, который открылся 10 июля. Собственное видение беззащитности и уязвимости человеческого тела и природы автор воплотила в любимом материале — нейлоне, который сравнивает с кожей.

Директор галереи Татьяна Тумасян отмечает, что работа с текстилем — уникальная и необычная техника для Харькова, художникам которого более характерны использование фотографии и графический дизайн. Василина Буряник с помощью текстиля и света пытается сделать плоское изображение трехмерным, создает многослойные панно, которые зритель может наблюдать насквозь, словно витражи.

"Искусство — еще один путь к сердцам людей, через который можно донести мысль о важности экологии", — заявила на открытии и.о. начальника Государственной экологической инспекции в Харьковской области Инесса Сосина, которая побывала на выставке одной из первых.

Экология — важнейшая тема в творчестве Василины Буряник. Так, осенью 2019 года на Второй Биеннале молодого искусства, которая проходила в Харькове, автор показала серию инсталляций "Фрагменты организмов". В ней исчезающие животные из Красной книги были представлены как экспонаты природоведческого музея, фрагменты ранее живых существ в формалине, судьба которых отдана на суд зрителя. Благодаря этим объектам художница пытается предостеречь человека от последствий в будущем, где бурого медведя или пятнистую саламандру можно будет увидеть только в музее. В новой серии Nude она развивает эту мысль: человек, который является частью природы, так же беззащитен перед ней, считает Василина Буряник.

"Посмотрите на сегодняшнюю пандемию — мы ничего не можем противопоставить существу, которое в миллиарды раз меньше нас", — говорит художница.

В Nude авторка сопоставляет схему биологического строения кожи или отдельных органов со схемами строения земной коры. Художница проводит параллель между подземными водами и сеткой сосудов, сопоставляет нервные окончания с корневищами растений.

На каждое панно художница тратила несколько недель, и большинство полотен из представленной серии она создала во время карантина.

photo_2020-07-15_13-32-06_0.jpg

Экологическая тематика работ стала основой сотрудничества автора и Государственной экологической инспекции в Харьковской области. Еще во время Биеннале учреждение впервые поддержала работу Василины Буряник. Нынешняя выставка — уже второй совместный проект инспекции и художницы. Инесса Сосина призывает всех, кому небезразличны экология и природа, посетить выставку и вдохновиться работами Василины Буряник.

"Особенно сегодня, когда мы наглядно видим взаимосвязь между окружающей средой и человеком, надо задуматься над своими действиями, надо позаботиться о природе", — считает руководительница инспекции.

Татьяна Тумасян очень довольна тем, что городская галерея стала местом презентации нового проекта художницы, работающей в непривычной для Харькова технике: "Это и коллажирование, и работа с текстилем. Она работает на грани, собственно, текстиля и графического дизайна. Современное искусство дает художникам неограниченное поле для экспериментов. Радостно, что есть возможность показать зрителям редкую технику Василины".

Впервые харьковчане могли увидеть фирменный стиль художницы в 2017 году, когда работа Василины Буряник участвовала в кураторском проекте Олеся Томаха "Aspiration / Придыхание" в той же Муниципальной галерее. В целом, за творчеством художницы в галерее следят с 2013 года, а лично они познакомились во время прошлогодней Биеннале, оргкомитет которой Татьяна Тумасян возглавляла.

Выставку можно увидеть до 29 июля в Харьковской муниципальной галерее (ул. Чернышевская, 15) каждый день, кроме воскресенья с 11:00 до 19:00. Вход свободный.

photo_2020-07-15_13-32-06_2.jpg