Как харьковчане полюбили чай: от дорогих покупок в столице до чайного куста в витрине

В 1805 году на харьковской ярмарке продали всего 226 граммов чая, а уже через 15 лет в городе стали тысячами пудов продавать сахарный песок к чаепитиям, выпускать сервизы и привозить самовары. В то время позволить себе чашечку чая могли только зажиточные горожане, которые со временем выучили названия китайских провинций, где находились чайные плантации. Купцы “обмывали” продажи чашкой чаю, а некоторые презенты в виде заварки могли счесть взяткой. Воду для отменного чая харьковчане брали из Михайловской криницы, которая находилась в районе нынешней площади Героев Небесной сотни.

На ТРЦ в центре Харькова сделали фреску в честь основателя города (Фото)

Долгое время чаепитие и самовары были привилегией жителей губернского города. Исключение составляли трактиры с постоялыми дворами на больших столбовых дорогах, да в усадьбах помещиков. Первое упоминание о чае в Харькове встречается в списке пограбленного Московского купца Алексеева в конце XVIII века. Безусловно, чай был известен в Харькове и ранее, однако напиток этот был дорогим, так как привозился из Китая. Первое время, местные помещики заказывали его из столиц, на ярмарках покупали редко, ожидая обмана.

Среди купцов была своя история с покупкой, как правило, его привозили заезжие купцы, делая подарки своим товарищам в Харькове. В 1827 году Московский купец Сергей Горохов, приехал на ярмарку в Харьков и подарил чая своим товарищам – харьковским купцам Кожину, Матузкову, Кушинникову и другим более 200 фунтов. Были и обойденные Гороховым, которые подали жалобу в ярмарочный комитет, расценив такие подарки, как вознаграждение за участие в продажах товаров Горохова.

002.jpg
Реклама чайной торговли в харьковском магазине Лонгинова, 1873 год

Заезжие в Харьков купцы и их приказчики везли с собой чай и сахар для собственного употребления во время проживания. На самих же ярмарках торговля чаем шла плохо. Вот в 1805 году на Харьковской Крещенской ярмарке продали всего полфунта чая (около 226 г)!

Чаще чай покупали опять же напрямую из столиц купцы Аммос Алексеев и Семён Мухин, которые содержали трактиры и харчевни. Объемы покупок чая Алексеевым известны – более тысячи фунтов заварки в год. Его трактирное заведение на въезде в Харьков по Большой Московской дороге в районе Сабуровой Дачи, потребляло чая наибольшее количество.

Харьковские извозчики: кого возили “ваньки” и за что могли потерять работу

Со временем чай становился более популярным. Мы видим это благодаря сопутствующим товарам. Продавцы фарфоровой посуды купцы Рудаковы в Харькове по запросам покупателей увеличивают продажи заварочных чайников, чайных сервизов и чайных пар. Купец Ломакин оценивает поставки самоваров уже в десятки на каждую ярмарку. А сахара купец Кожин в 1818 году продал уже 4000 пудов.

К середине XIX столетия продажи чая в Харькове выросли. Например, в 1850 году на городских ярмарках было продано до 140 тысяч фунтов чая на 364 тысячи рублей серебром. Теперь и помещики поняли, что покупать чай на ярмарках значительно дешевле, чем делать заказы в столице. Очевидным стал и тот факт, что купец, зная толк в чае, доставит его в лучшем виде, без посторонних запахов, чего нельзя было сказать о почтовых корреспонденциях.

003.jpg
Реклама чайной торговли купцов Алчевских в Харькове, 1886 год

Только в трактире Чонгради на Николаевской площади в 1850 году посетители выпили почти на 10 тысяч фунтов чая! Всё это конечно говорит о том, что Харьков был купеческим, торговым городом, где ярмарки перетекали одна в другую, и чаепитие было для торгового люда едва ли не главным занятием в течение дня. Любая продажа, или покупка купцами “обмывалась” именно чаем, да и все обсуждения проходили за чаепитием.

Харьков глазами статского советника: каменные дома, взбалмошная ректорша и путаны из Польши

Во второй половине XIX столетия количество потребителей этого напитка в городе увеличилось в разы. Если в прошлом украинское население относилось к нему без пиетета, то постепенно приобщилось к его потреблению, ведь чай стал необходимым элементом статуса семьи, как и наличие самовара. Развитие сахароваренного производства в Харьковской губернии снизило цены на сахар. На ярмарки стали привозить из столиц и подержанные самовары, которые были вдовое дешевле новых. Самовар в те времена был символом достатка семьи, главным элементом стола в праздники и будни, непременным атрибутом гостиниц, постоялых дворов, трактиров и рестораций.

Покупатели уже знают и названия китайских провинций, где выращивали чай, и время его сбора, способ доставки, от которого зависела и обработка чайного листа. Что уж говорить о способах хранения. Для этих целей продавалась особая красная бумага – неотбеленная, чтобы не передавался ее запах. Стали продаваться для хранения особые чайницы: фарфоровые, стеклянные, хрустальные, мельхиоровые, серебряные и даже деревянные. К концу XIX столетия особую популярность приобрели японские фарфоровые чайницы. Потому, продавцы, купив партию в Японии, сами упаковывали его и продавали уже в чайницах.

004.jpg
Магазин чайной торговли В. Климушина на углу Николаевской площади и Московской улицы. Фото начала XX столетия

Знающие кухарки, повара и владельцы трактиров покупали для чая особую воду, чистую и мягкую, вкусную, как поговаривали водовозы. В Харькове долгое время для чая ценилась вода из Михайловской криницы, располагавшейся на левом берегу реки Харьков вблизи Архангело-Михайловской церкви.

Способы заваривания черного чая с тех пор не изменились, но в Харькове приобрели популярность особые салфетки, которым накрывали чайники. Ввели их в моду в гостинице “Европейская” на Торговой площади.

Новый год и Рождество в Харькове: двухэтажная карусель и ледовые забавы

В это же время в селах ситуация складывалась несколько иначе. Характерный эпизод произошел в селе Жихорь в 1880-е. Происходящий из крестьян железнодорожный служащий, купил с дядей подержанный самовар, чтобы порадовать супругу, взятую в замужество из семьи церковнослужителя, где привыкли к самовару и ежедневному чаепитию. В тот же день к самовару купили чай и сахар, сели пить чай, а старуха-мать не выходит к столу, после третьего приглашения она выскочила на улицу и рвала на себе волосы крича: “люди рятуйте – грабят!” Она расценила такую покупку, как излишние расходы семейного бюджета.

А между тем и крестьяне в крупных селениях, где были трактиры при дорогах, также пристрастились к чаю, особенно в зимнее время, когда не было полевых работ. Чай в трактирах подавали парой, т. е. кипяток в одном чайнике, а заварка – в другом. Пара стоила 15 копеек. Но где чай, там – и горилка. Видя такую популярность чаепития, Общество по сохранению в народе трезвости в Харьковской губернии открыло более 300 чайных, в которых пара чая продавалась за 5 копеек. Основные расходы на покупку сахара и чая шли из губернского земства. В таких чайных также размещались бесплатные библиотеки с книгами о сельском хозяйстве, свежие газеты и журналы.

История Мироносицкой церкви на месте “Зеркальной струи”

Десятилетиями у харьковчан особой популярностью пользовался китайский черный чай из провинций Фучау, Хубей и Хунань. Потребление зеленого, желтого, белого, цветочного лянсинного чая было небольшим. Вскоре у китайского чая в Харькове появился серьезный конкурент в лице лондонской фирмы “Chearinghouse”, которая с 1891 года стала продавать индийский и цейлонский чаи. Эти виды заварки продавались в Харькове и раньше, но были не достаточно рекламируемым товаром. Такой чай продавал, например, купец Иван Велитченко в своем магазине на Рыбной улице.

В среднем чай во второй половине XIX столетия стоил по 2 рубля за фунт, но особые сорта доходили и до 3 рублей за фунт. Что уж говорить за отборные чаи. Отборный цветочный Лянсин стоил у казанского купца Семёна Ивановича Сачева 6 рублей за фунт, а Шилунго он оценивал в 3 рубля 50 копеек. Сачев открыл свой магазин в Харькове в 1868 году в доме Грановского на Московской улице, вскоре он стал называться “Китай”. В своем прейскуранте владелец писал о торговле: “Сознавая, что если внимание торговца недостаточно обращено на интересы покупателей, то видимо нельзя достигнуть хорошего результата и для самого себя”.

Развитие торговли чаем через чайные магазины привело к увеличению продаж. Как правило, такие магазины располагались поближе к сахарным складам, булочным и пекарням. Так, у склада Ивана Харитоненко, который располагался на Рыбной улице, вблизи было несколько чайных магазинов: Велитченко, Расторгуева, Ващенко, Земляного, Кноблоха.

005.jpg
Семья Гура чаевничает в гостинице “Франция”. Фото начала XX ст. из фондов Музея-квартиры Гризодубовых

 

Продавцы китайской заварки каждое лето выходили с рекламой о чае нового урожая, сообщая о доставке листов, собранных весной, которые считались лучшими. Продавцы же цейлонского больше подчеркивали, что он дает сильный настой, более крепкий и ароматный и меньший по расходу, да и по цене он был дешевле – продавался по 1 рублю 40 копеек и до двух рублей.

А вскоре получил распространение и чай, выращенный на Кавказе. Одним из первых в Харькове стал продавать такой чай Иван Величтенко, открыв новый магазин у Лопанского моста. Он даже привез из Батуми чайный куст, который выставили в окне магазина, что вызвало появление толп зевак и желающих рассмотреть поближе это чудное для обывателей растение.

Как харьковчане первый пожарный автомобиль покупали

Внимание к чайному листу было столь высоким, что Российская империя снарядила экспедицию в 1895 году для его изучения в Индии, Китае, Японии и Америке. Из Харькова в эту экспедицию отправился профессор Университета Краснов.

А вскоре в Харькове стали появляться продавцы всех видов чаев. Очевидно, что одним из первых следует считать таковым Дмитрия Филимоновича Дементьева, который открыл магазин на Московской улице рядом с кондитерской Дирберга. Он привозил чаи из Китая, Цейлона, Японии, а также кофе из Аравии. Заставил свой магазин всеми видами чайных товаров из разных стран, при этом продавал их со скидкой в 25% всем, кто покупал у него чай и кофе. Купивший же у Дементьева 10 фунтов чая (20 рублей) получал чайный сервиз в подарок.

Что ж, чайная тема в Харькове – бесконечна, и мы еще не раз вернемся к ней, описывая праздники, кофейни, трактиры и гостиницы, поскольку они взаимосвязаны, впрочем как и быт наших предков.

Комментарии