Харьковские политологи рассказали, кто может составить конкуренцию Кернесу

В Харькове стартовала предвыборная кампания. Город усеян рекламными билбордами и наглядной агитацией, но основной накал борьбы, по всей видимости, еще впереди. О том, кто будет конкурировать с действующим градоначальником Геннадием Кернесом и какие политические силы имеют шансы пройти в горсовет, мы поговорили с харьковскими политологами Антоном Авксентьевым, Юлией Биденко и Александром Романюком.

Фаворитом мэрской гонки считается Геннадий Кернес. Кто, на ваш взгляд, сможет составить ему конкуренцию?

Антон Авксентьев, кандидат политических наук

— Как по Харьковской области, так и в целом по стране, мэры очень сильно укрепились и являются главными претендентами на победу. Больше децентрализации, больше бюджетов и, соответственно, больше возможностей для активной деятельности. Из тех кандидатов, кто уже озвучил планы идти на выборы, всерьез можно рассматривать троих оппонентов: Александра Фельдмана, если он пойдет от ОПЗЖ, Игоря Черняка из Блока Светличной и Алексея Кучера от “Слуги народа”.

Юлия Биденко, доцент кафедры политологии в ХНУ имени Каразина

— Основная борьба будет разворачиваться по линии заявивших о своем участии “тяжеловесов” харьковской политики – действующим городским головой Геннадием Кернесом и Александром Фельдманом. И хотя рейтинги остальных кандидатов по летним социологическим опросам были гораздо ниже, они могут внести в избирательный процесс определенную динамику, так как добавят актуальные для Харьковского региона линии размежевания — цикличного противостояния между мэрией и облгосадминистрацией, между условными “проукраинскими” силами и бывшим электоратом “Партии регионов”, между старыми и новыми политическими элитами. 

kernes.jpg

Александр Фельдман и Геннадий Кернес. Фото: KHARKIV Today

Несмотря на кажущуюся безнадежность мэрской гонки для кандидатов “второго” эшелона, выдвижение имеет смысл, так как участие в выборах городского головы способствует повышению узнаваемости кандидата, а главное, партии, ее списка в целом, позволяет привлечь внимание к основным лозунгам и темам, с которыми вся команда собирается заходить в городской или областной советы.

Александр Романюк, политолог

— Все зависит от того, сможет ли Кернес в первом туре получить поддержку более 50%. Если ему не удастся, то конкурентами могут быть Фельдман и действующий губернатор, хотя у него личный рейтинг очень маленький, может даже Черняк, если вокруг него объединятся… Выборы пройдут осенью, и свою роль может сыграть включение отопления. Под впечатлением от платежек часть населения может обратить внимание на оппозиционного кандидата.

Какова на ваш взгляд вероятность второго тура?

Антон Авксентьев

— Я бы не переоценивал вероятность второго тура. Хотя он возможен, если в рост пойдет именно ОПЗЖ. Потому что только Фельдман находится на одном электоральном поле с Кернесом. Как сообщающиеся сосуды: если у ОПЗЖ рейтинг растет, то как раз у действующего мэра он уменьшается. Тогда, к примеру, может быть 49,9% и второй тур.

Но во втором туре Кернес все же победит. Если, конечно, мы не рассматриваем экстремальные сценарии с уголовными делами или еще чем-то, то он пока безоговорочный фаворит. Основная борьба будет идти именно за совет. И если у нас будет второй тур, то кандидат, который туда выйдет, сможет претендовать на квоту секретаря горсовета. Но это напрямую зависит от того, какая будет коалиция и будет ли она вообще.

2793c32865592a53c828ed0a081e5b0b-wide-big.jpg

Фото: Comments.UA

Юлия Биденко

— Думаю, интриги не будет. Во всяком случае, действующая городская власть бросит все ресурсы, от имиджево-информационных до административных, чтобы провести кампанию в один тур. Ведь именно вторые туры на местных выборах являются наиболее изматывающими для штабов, кампания переходит в стадию противостояния личностей “борьбы добра со злом”, и иногда чревата сюрпризами. Например, в 2015 году Хмельницкий, Черкассы, Чернигов, Николаев и Бердянск именно во втором туре сменили представителей действующей мэрии на альтернативных кандидатов.

Александр Романюк

— Кампания только началась и пока сложно делать прогнозы. Все будет зависеть от работы оппозиционных Кернесу кандидатов. Необходимо акцентировать внимание на проблемах: коррупции в коммунальных предприятиях, перебоях с водо- и теплоснабжением. Как пример — Алексеевка, где жители по полгода сидят без горячей воды. Ослабить позиции мэра могут и “зеленые”, при помощи открытия уголовных дел. Вероятность второго тура есть, но ее сложно оценить в процентном соотношении.

Выборы в харьковский горсовет: кто пройдет? Будет ли “монобольшинство”? Есть ли вероятность формирования коалиции?

Антон Авксентьев

— Остальные кандидаты, кроме действующего мэра, во многом идут для того, чтобы быть локомотивами своих списков в горсовет. Для Черняка, к примеру, важно мобилизовать проукраинский лагерь и увеличить результат Блока Светличной. Фельдман что-то из личного рейтинга добавит к процентам ОПЗЖ. Особенно на своем 174-м округе, где он непобедим с 2002 года и стал единственным, кто удержался в Харькове под “зеленой волной” на парламентских выборах. Кучер вряд ли что-то добавит в плане личного рейтинга “Слуге народа”.

dd4e1-clip-72kb.jpg

Игорь Черняк. Скриншот из видео

Для Кернеса задача-максимум — победа в первом туре и его блок в качестве большинства. А для его оппонентов, соответственно — не допустить этого. Проходят сейчас Блок Кернеса “Успешный Харьков”, ОПЗЖ, Блок Светличной “Разом” и “Слуга народа”. В пограничном состоянии — “Партия Шария” и “Европейская солидарность”. Первые, по сравнению с июнем-июлем, чуть просели. Тогда у них была более активная информационная повестка, но все равно шансы есть. ЕС, скорее под 5% барьером, чем над, в лучшем случае это будет мизерная фракция. “Батьківщина” мало шансов, у “Голоса” или “Демократической Сокиры” их практически нет.

Юлия Биденко

— Есть вероятность, что в новом горсовете будет пять-шесть партий, но главным является количество мандатов каждой фракции, ведь ново- или пере- избранному городскому голове необходимы голоса для беспроблемного проведения городской политики. 

И если в 2015 году тогдашний зонтичный партийный бренд для команды Кернеса “Відродження” имел абсолютное большинство, то в этом избирательном цикле оно может стать относительным. За счет мощных национальных проектов ОПЗЖ, “Слуга Народа” и ЕС, которые будут пытаться конвертировать рейтинг, оставшийся с парламентских выборов, а также активизации местных команд Светличной и партии Шария. Что касается коалиций, то в украинских условиях политические объединения в советах всех уровней обычно долго не живут, партийная дисциплина слабая, поэтому не исключено ситуативное совместное голосование в начале деятельности нового горсовета с последующим “переходом” депутатов разных политических сил во фракцию власти.

Александр Романюк

— Безусловно, войдет в горсовет “Успешный Харьков”. У Блока Светличной хорошая поддержка, он может претендовать на второе место в городе, ОПЗЖ тоже нельзя сбрасывать со счетов, “Европейская солидарность” может 5% собрать. “Слуге народа” придется постараться для достижения результата. Хотя у многих еще остаются иллюзии о “президенте Голобородько”.

119070090_925672894587974_1410346392381456966_n.jpg

Олег Абрамычев, “Европейская солидарность”. Фото: kharkiv.eurosolidarity.org

Еще до старта предвыборной кампании мы видели многочисленные рекламные борды. Как, на ваш взгляд, они влияют на узнаваемость и рейтинг политсил? Чья кампания видится наиболее удачной?

Антон Авксентьев

— Если говорить о наружной рекламе в Харькове, то она всегда контролируется Кернесом. Даже киевские фирмы, которые владеют поверхностями, все равно должны согласовывать, с кем могут работать, а с кем — нет. Поэтому, например, вы не увидите в Харькове билбордов ОПЗЖ. Мэр “пускает” только тех, кого нельзя не пустить. Например, партия президента всегда представлена. В этом разница между городом и областью, где, например, очень хорошо представлена Светличная.

С другой стороны, ОПЗЖ может рассчитывать на рекламу за счет общенациональных каналов. “Интер”, 112 Украина, NewsOne суммарно смотрит намного больше людей, чем “7 канал”. А там включатся предвыборные ролики и непрямая реклама в новостях. Из того, что уже есть — у Кернеса очень креативный посыл, где он изображен в бабочке и стилизован под мультипликационного персонажа. Это не случайно. Он “омолаживается”, старается подхватить разочарованный электорат “Слуги народа”, а это, в большинстве своем, молодые люди. По этой же причине идет крен кампании в Telegram, YouTube и другие соцсети. А вот президентская политсила в этом году выдала слабую рекламу. Посыл про “Украина — это ты” уже не раз звучал и попахивает плагиатом.

Понравилась и визуальная реклама Светличной. Она напоминает, в хорошем смысле, ранние работы Юлии Тимошенко. Такой же архетип “берегини” и “матери”, к тому же надпись “Достойное завтра” делает отсылку к хорошему будущему. И это более удачная, на мой взгляд, стратегия, чем у “Европейской солидарности”, с которой Светличная конкурирует на одном поле. Их кампания более заточена на прошлое, мол, при Петре Порошенко было хорошо, а сейчас нет.

x5nj9ycukgymerzsvampwf0tadrnzhfwgo4i3lt7.jpeg

Реклама Блока Светличной “Разом”. Фото: depo.ua

Юлия Биденко

— Безусловно, политическая реклама повышает узнаваемость кандидатов на местном уровне, так же, как и активное использование традиционных и новых медиа (например, таргетированная  реклама в социальных сетях и мессенджерах). Она работает еще и потому, что на постсоветском пространстве избирательные кампании, в основном, не стимулируют общественно-политические дискуссии о будущем страны, городов, о стратегиях, целях, ценностях и инструментах развития. 

Поэтому кампании разворачиваются на уровне лозунгов и цветовых решений, а мотивацией голосования выступает приятие или неприятие условного фонтана с обезьянками на уровне эстетических рефлексов. Или же выбор обусловливает обыденная рациональность избирателя – компенсирует ли ему существующий реконструированный парк в центре также существующий годами разбитый тротуар и прорванные трубы. Украинцы, увы, не включены в общеевропейский контекст, часто не знают о жизни громад в своем регионе или соседних областях, поэтому выборы довольно бедны смыслами и реальными программами. Остается реклама.

Александр Романюк

— Кернес уже давно ведет активную агитацию. Он начал ее раньше времени, с фальстарта. В школах раздавали браслетики с его символикой, другие материалы. Поэтому возникает иллюзиция, что мэр “везде” и “всемогущ”. Но когда начнется серьезная борьба, то ситуация для него ухудшится. Из остальных кандидатов пока видно только агитацию Светличной. Хотя, возможно, пассивность связана с тем, что кампания только стартовала.

photo_2020-09-01_09-15-09.jpg

Навчався у Донецькому національному університеті імені Стуса. У журналістиці працює з 2013 року. Спеціалізується на політичних, кримінальних та спортивних темах.
Показать все посты

Комментарии