Олег Ширяев: в Украине могут появиться частные военные кампании и легальные казино

Рассмотрение законов вне нормативов недавнего постсоветского прошлого в Украинском парламенте каких-то пять лет назад казалось нонсенсом. Однако заметно помолодевшие органы законодательной власти находят возможным и даже полезным внедрение проверенных стандартов, установленных в государствах с крепкой экономикой.

Частные военные компании – что это?

Вопросы о легализации казино или проституции относительно знакомы широкой аудитории. Тема, касающаяся частных военных компаний (ЧВК), имеет под собой множество скрытых проблем, мешающих реальному решению. Одна из них, это признание факта существования ЧВК. Такие организации могут создаваться по заказу государственных органов или от частных лиц. Но открытая их цель – это оказание военных услуг внутри страны за деньги. Скрытые возможности организаций – решений проблем нанимателя за пределами страны. Вот именно здесь и начинаются основные трудности для мирового сообщества в целом. В частности для Украины завуалированное существование российского ЧВК “Вагнер” стоило длительных затяжных боевых действий на Донбассе.

Но сейчас речь не о кровопролитной гибридной войне, а о том, как государство может:

·         признать существование ЧВК или ЧВОК (“и охранных”);

·         задать правила для их деятельности;

·         использовать силу организаций для решения ряда задач внутри страны.

Аналог в Украине

ЧВК существуют в ряде развитых стран, таких как Англия и США. В Украине пока нет закона, разрешающего создания ЧВК, однако аналог таких подразделений, все же есть.

С началом войны на Донбассе в Украине появилось много добровольческих батальонов. Один из них – “Схiдний корпус”. Подразделение выполняло операции в зоне боевых действий. Подчинялось оно МВД, однако было более милитаризированным. “Схiдний корпус” – яркий пример того, как могло бы выглядеть в Украине частное военное подразделение. Лидер подразделения Олег Ширяев выступает за создание ЧВК. По сего словам, у ряда стран есть положительный опыт привлечения ЧВК к решениям различных конфликтов.

“К тому же, как правило, ЧВК более подготовленные, чем подразделения обычной армии. Это элитное подразделение, имеющее у себя в арсенале лучшее снаряжение, потому что отсутствует коррупционная составляющая в финансировании и закупке оборудования”, – считает Олег Ширяев.

Важное отличие между ЧВК и батальонами добровольцев – отсутствие у вторых прямой коммерческой заинтересованности, наличие идеи и идеологической направленности.

“Однако в Украине есть  примеры, когда объединения добровольцев перестают подчиняться своему руководству или превращаются в партии. В итоге выглядят смешно, так как еще вчера были в боевом обмундировании, а сегодня высаживают деревья в парках”, – отмечает Ширяев.

Подобное поведение не присуще участникам ЧВК или ЧВОК.

Из обозначенной проблемы признания того, что в стране действуют военные частные компании, следует:

·         невозможность даже приблизительно подсчитать количество подобных организаций;

·         потенциально создается прецедент накопления оружия в руках наемников*, не контролируемого государственными органами;

·         отсутствие ответственности за действия, предпринимаемые ЧВК во время ведения военных конфликтов вне страны нанимателя.

И это лишь то, что лежит на поверхности проблемы и доступно для понимания обычных граждан.

* Не надо путать участников ЧВК с наемниками в прямом смысле. Представители организаций могут выполнять вполне мирные задачи.

Еще одно ожидание от ЧВК – это сертифицированная, лицензированная или регламентированная как-то иначе деятельность. При этом государство должно иметь доступ к резервам организации и проводить внутренние аудиты:

·         численности штата;

·         объема вооружений;

·         выполняемых задач.

Важная особенность. Сотрудники ЧВК кроме прямых акций с применением силового давления, могут выполнять следующее:

·         проводить разведывательную деятельность;

·         обучать персонал боевым навыкам, а также проведению защитных мероприятий;

·         участвовать в устранении последствий стихийных бедствий;

·         помогать эвакуации граждан, прочее.

Одновременно с этим, принятие закона поможет регулировать создание всевозможных объединений добровольцев. Выражаясь более точно, практически отпадет необходимость привлекать их к решению насущных проблем.

Навчався у Донецькому національному університеті імені Стуса. У журналістиці працює з 2013 року. Спеціалізується на політичних, кримінальних та спортивних темах.
Показать все посты

Комментарии