• Харьковский вокзал был построен на землях бывшей Архиерейской левады

Харьковская старина: что было 200 лет назад на месте Привокзальной площади

Facebook Facebook Facebook

Об Архиерейской леваде современные краеведы и журналисты пишут лишь в связи с тем, что эти заболоченные земли использовали для устройства Привокзальной площади Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Каких-либо деталей о ней никто не приводит. Единственное, что автор советской книги о Харькове вдруг приписал, что Архиерейская левада была заболоченной местностью. С тех пор эту выдумку о болоте обязательно повторяет каждый, кто пишет о Привокзальной площади.

Парки, мост и смотровая площадка: что открыли в Харькове в 2021 году

Земли Архиерейской левады, расположенные у подножия Холодной горы, передали архиерейскому домоуправлению 14 декабря 1801 года взамен отобранных земель Харьковского Покровского мужского монастыря по указу о секуляризации монастырских землевладений. При наделе учитывали указ императрицы Екатерины второй от 1764 года, по которому каждому архиерейскому управлению положено иметь загородный дом, а также сады, огороды, сенокосы и место для выгона скота. Всего – не менее 60 десятин.

001.jpg
Земли Архиерейской левады на плане Харькова 1846 года

Получилось так, что земли, принадлежащие архиерейскому управлению, разделили на три части. Загородный дом с садом был на речке Залютиной, а две левады примыкали с одной стороны к Екатеринославской улице, а с другой – к дачам пригородной слободы Ивановки. В 1808 году правящий епископ Слободско-украинский и Харьковский Христофор Сулима просил губернатора Ивана Бахтина объединить земли вокруг архиерейского загородного дома, а левады, примыкающие к городу, отошли бы в его владение. Предлагалось, чтобы от земельной дачи хутора Гуки отошли 20 десятин. Однако на тот момент решить подобную задачу было сложно и епископу Христофору отказали.

Узнай место в Харькове по старому фото (ТЕСТ)

Так и осталась первая Архиерейская левада под Холодной горой в 17 десятин в духовном ведомстве. Большую часть использовали под сенокосы, были и огороды с парниками, здесь же добывали глину для небольшой гончарной мастерской, стоял и небольшой кирпичный завод. Ни о каких болотах речь в описании этого земельного участка никогда не шла. Парники приносили архиерейскому домоуправлению прибыль и при продаже рассады огородных овощей. Да и урожай овощей собирался здесь приличный. Гончарная мастерская производила мелкую посуду, которая пользовалась спросом. Неоднократно духовное ведомство поднимало вопрос о создании едва ли не фаянсового завода.

003_1.jpg
Привокзальная площадь – бывшая Архиерейская левада

При создании плана Харькова в 1846 году, Архиерейскую леваду разбили на правильные кварталы. По идее, она должна была в будущем войти в городскую черту под застройку. Однако договориться с духовным ведомством об уступке этих земель городу не удалось.

Харьковская старина: как на карте появилась Шатилова дача

Обстоятельства изменились только в 1868 году, когда акционерное общество Курско-Харьковско-Азовской железной дороги получило 1 марта концессию на проложение путей через Харьков. Тогда Харьковское городское общество смогло убедить духовное ведомство продать леваду городу. К тому времени вокруг Архиерейской левады уже стояли жилые дома. Из 17 десятин городская управа бесплатно предоставила для строительства железнодорожной станции акционерному обществу 13 десятин, остальные 4 десятины хотели использовать для упорядочивания Александровской улицы.

004_1.jpg
Архиерейская левада? примыкающая к Иоанно-Богословской церкви села Ивановка, 1879 год

Однако уже в начале 1869 года эйфория вокруг железной дороги начала утихать, виной всему стал скандал вокруг строительства железнодорожной станции Харьков. Строитель железной дороги Поляков, увидев, что для станции мало места, сначала потребовал передать оставшиеся за городом земли Архиерейской левады, а получив отказ начал судиться с городской думой, но суд проиграл.

Фотограф из Германии сфотографировал харьковскую подземку и продает снимки за 260 евро

Обращался Поляков и в Синод, желая получить вторую Архиерейскую леваду примыкающую к Ивановке, хотя бы за деньги. Но и здесь получил отказ. Позже, железная дорога в отместку Харьковской городской думе не стала делать барьеры в городском саду, а камень для городских мостовых подвозила едва ли не вдвое дороже, чем частным лицам.

005_1.jpg
План части города Харькова? где в прошлом была Архиерейская левада, 1896 год

Вторая Архиерейская левада у пригородный слободы Ивановки была размером в 19 десятин. Ее также использовали главным образом для сенокосов и выпаса скота. Та же часть ее, которая была вблизи Иоанно-Богословской церкви, сдавалась в аренду под огороды. Доходы от этой аренды были просто мизерными, не более 300 рублей в год. Но после постройки новой каменной церкви кто-то посоветовал архиерейскому управлению сдавать участки в аренду под застройку на 12 лет. К 1883 году доходы от такой аренды выросли до 3000 рублей. А вскоре духовное ведомство и вовсе стало продавать эти участки в вечное пользование. К началу XX столетия топоним Архиерейская левада по сути изжил себя.